Камеры

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II

ВСТУПЛЕНИЕ:

Olympus последнее время не слишком часто радует нас новинками. Грандиозный скандал, который пережила компания в конце 2011 года, изрядно "подкосил" финансовые возможности "олимпийцев", что незамедлительно сказалось на разработках и выводе на рынок новых товаров. И к 2014 году линейка камер сократилась почти вдвое, ограничившись "необходимым минимумом".

Справедливости ради, нельзя не отметить, что подобные трудности иногда идут на пользу (в первую очередь нам - потребителям). Компания-разработчик начинает более тщательно и скрупулёзно подходить к выводу на рынок новых моделей, так как вывод не очень удачной может иметь критические последствия. Кроме того, нужно попытаться узкой линейкой продукции "перекрыть" более широкие линейки конкурентов, да и максимально удлинить жизнь каждой модели, сделав её технологически продвинутой.

Бюджетные модели практически убрали, оставив только пару цифрокомпактов-амфибий  и пару суперзумов. Да и их особенно бюджетными и не назовёшь. Основной же упор делается на камеры со сменной оптикой стандарта Micro 4/3.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Olympus OM-D E-M10 Mark II, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ КАМЕРАМИ ЛИНЕЙКИ OM-D:

  OM-D E-M10 mark II
OM-D E-M5 mark II
OM-D E-M1
Сенсор Micro 4/3 Live MOS, 17,3 x 13 mm 
Количество мегапикселей  Всего - 17,2; эффективных -  16,1 Всего - 17,2; эффективных - 16,1 Всего - 16,8; эффективных - 16,1
Процессор   TruePic VII  
Фото JPEG (Exif 2.2), RAW (12 bit); максимальное разрешение кадра - 4608х3456, MPO (3D)
Видео FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 60p, 50p, 30p, 25p, 24p FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 60p, 50p, 30p, 25p, 24p FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 30p, 25p, 24p
Чувствительность ISO  от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)  от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)  от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)
Стабилизация изображения   Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 4 шагов EV  Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 5 шагов EV  Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 4 шагов EV
Система автофокусировки   Контрастная, 81 зона  Контрастная, 81 зона  Гибридная (81 контрастная зона + 37 фазовых датчиков)
Экспозамер   324 зоны
Скорость срабатывания затвора   От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/4000 секунды), Bulb  От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/8000 секунды), Bulb  От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/8000 секунды), Bulb
Скорость серийной съёмки  8,5 к/с  10 к/с  10 к/с
Дисплей  Наклонний, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп  Поворотный, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп Наклонний, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп 
Видоискатель  Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,23х (100% охват) Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,48х (100% охват) Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,48х (100% охват)
Вспышка Встроенная, ведущее число 8,2 (при ISO200) Внешняя (в комплекте), ведущее число 12,9 (при ISO200) 

Внешняя (в комплекте), ведущее число 10 (при ISO200) 

 Wi-Fi / GPS Да / Нет  Да / Нет Да / Нет 
Интерфейсы  AV/USB, micro-HDMI AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, выход на наушники 3,5 мм AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, порт подключения внешней вспышки
Аккумулятор BLS-50 (8,5 Вт*час), 320 кадров (CIPA)  BLN-1 (9,3 Вт*час), 310 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 350 кадров (CIPA) 
Корпус Металл, без защиты от влаги Магниевый сплав с защитой от влаги  Магниевый сплав с защитой от влаги 
 Габариты, вес 120 х 83 х 47 мм, 390 грамм 124 x 85 x 45 мм, 469 грамм 130 х 93 х 63 мм, 497 грамм 

КОРПУС, ЭРГОНОМИКА Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Фактически, Olympus во многом повторяют линейку камер Fujifilm (ну, или Fujifilm повторяет линейку Olympus  - это уже как кому больше нравится). Как и Fujifilm в своё время представили "упрощённый" X-T10, который мало отличался от флагманского X-T1 функционально, но существенно дешевле стоил, так и Olympus  решили заполнить нишу упрощённым "почти флагманом".

Как и в случае с Fujifilm, системные камеры OM-D с момента своего запуска имеют достаточно характерную и узнаваемую внешность, стилизованную под ретро-зеркалки. Как и в 70-е годы 20-го века основной упор делается на компактность, но при этом соизмеримую с "большИми" камерами функциональность и удобство использования.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

Корпус E-M10 mark II выполнен из металла с прорезиненным покрытием передней части. Камера выглядит очень красиво, производит впечатление дорогого качественного изделия. Она идеально собрана, все чётко подогнано, ничего не скрипит, не люфтит и ощущается монолитно. В руках E-M10 mark II держать действительно удобно, несмотря на довольно маленький выступ батарейной ручки. Удобство обеспечивается благодаря небольшому выступу под большой палец на тыльной стороне камеры. На самом деле, уже все производители беззеркалок поняли, что таким нехитрым и очевидным способом можно существенно улучшить хват камеры, и практически повсеместно внедряют его, что радует.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

Основных же минусов два. Во-первых, корпус, в отличии от старших OM-ов, не защищён от влаги. Влагозащищенных объективов в линейке Olympus уже предостаточно, так что дополнительная защита была бы полезным дополнением. Но с другой стороны, за счёт этого (в том числе) была существенно снижена стоимость камеры. И во-вторых, как и в старшей модели, все кнопки на корпусе камеры - мелкие и недостаточно выпуклые. Так что, обладателям больших рук (как и людям с не очень хорошим зрением) придётся привыкать к эргономике.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

Кнопок на "десятке" меньше, чем "пятёрке", а программируемых - всего три. Кроме того, здесь нет интересного 2-позиционного переключателя, который присутствует на старших моделях и позволяет менять логику работы колёс управления (подробнее об этом есть в обзоре E-M5 mark II). Все три колеса управления сосредоточены с правой стороны. Камера позволяет очень гибко настроить управление. Помимо трех функциональных клавишь, можно перепрограммировать кнопку активации видеозаписи, а также запрограммировать оба колеса управления. На выбор предоставляется более двадцати функций.

Учитывая, что камера достаточно маленькая, для удобства использования, колёса пришлось разнести по высоте и сделать рифлёными. Колесо выбора режимов, так вообще, существенно приподнято над корпусом. И нужно сказать, что выглядит это всё здОрово, реализовано качественно, да и пользоваться действительно удобно.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

ДИСПЛЕЙ, ВИДОИСКАТЕЛЬ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

В камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 037 Мп - по характеристикам такой-же, как и во всей линейке OM-D. То, что его сделали поворачивающимся в одной плоскости, видимо, заслуга маркетологов. Ничего не мешало сделать дисплей поворотным во всех плоскостях, как в E-M5 mark II, но была необходимость "развести" продукты, увеличив количество преимуществ между старшей и младшей моделями.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно изменять зону фокусировки, скролить меню и пролистывать фото при просмотре. Но мультитач не поддерживается, так что привычным "смартфонным" жестом увеличить или уменьшить фото во время просмотра не получится.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

Электронный видоискатель имеет такое-же разрешение, как и у других камер линейки - 2,36 Мп, но меньшее увеличение (1.23х против 1.48х, что заметно при использовании). Но наконец-то его реализовали на основе OLED-матрицы. В "пятерке" картинка казалась очень уж холодной, что вызывало дискомфорт. Здесь-же такого эффекта нет - изображение контрастное, теплое и приятное для глаз.

Кроме того, в новинке появился интересный режим работы ЭВИ - Simulated optical viewfinder (Симуляция оптического видоискателя). В нём изображение в видоискателе не отображает реальную экспозицию, а пытается симулировать то, что мы теоретически должны видеть через оптический видоискатель (если бы таковой был). На практике - это не более чем интересная фишка, практическая польза от которой стремится к нулю.

ВСПЫШКА:

В камере есть встроенная вспышка и горячий башмак. Вспышка не мощная - ведущее число всего 8,2 при ISO200 (в пересчете для ISO100 ведущее число будет всего-то 5,6). Но в камеру такого размера едва-ли можно было разместить более мощное освещение. Вспышка может работать в таких режимах: авто, ручной (с установкой делителя мощности от 1/1,3 до 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по второй шторке. Можно устанавливать компенсацию в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 ступени. Скорости синхронизации можно регулировать в пределах от 1/250 до 1/60 секунды, а также установить режим высокоскоростной синхронизации (Super FP) с выдержкой 1/4000 секунды.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

К сожалению, конструкция вспышки не позволяет изменять угол её наклона, так что направить её в потолок для получения более мягкого свето-теневого рисунка не получится.

ОСОБЕННОСТИ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Как видно из приведённой выше таблицы, отличия у камер минимальные. У E-M10 mark II, помимо упрощённого корпуса и видоискателя, ниже скорость серийной съёмки, а механический затвор ограничен минимальной скоростью срабатывания в 1/4000 сек (у старших моделей - 1/8000). Кроме того, есть незначительные отличия в реализации программных "улучшателей". Но, с другой стороны в камере есть функции, которыми не могут похвастаться даже старшие модели. Но, правда, все эти функции полностью программные и не исключено, что они могут появиться в других камерах OM-D с выходом новых прошивок.

Первое - режим AF Targeting Pad (Тачпад автофокус). Если активировать эту функцию, можно глядя в электронный видоискатель производить фокусировку, проводя пальцем по дисплею. Сам дисплей, если поднести камеру к лицу, "гасится" датчиком приближения, работает только сенсорная панель. Это очень удобно, так как позволяет изменять точку фокусировки, не используя навигационные кнопки.

Кроме того, есть режим создания 4K Timelapse (но при этом, съёмки видео 4К - нет). Естественно, есть все "фирменные" функции, такие как LiveBulb и LiveTime, огромное количество разных арт-фильтров и сюжетных программ. (Подробнее они описаны в обзоре E-M5 mark II).

Еще одна интересная функция - Focus BKT (брекетинг по фокусировке). Суть заключается в том, что камера может делать определенное количество снимков, автоматически смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру. Тот, кто занимался предметной и макросъёмкой знает, что получение большой глубины резкости - это задача не из простых, так как даже сильное закрытие диафрагмы может не дать достаточную ГРИП, чтобы получить весь объект целиком в резкости. На сегодняшний день для решения подобных задач чаще всего используется метод совмещённого фокуса - Focus Stacking. Он позволяет увеличить глубину резкости путём объединения нескольких кадров с разной фокусировкой. Это самый качественный, но при этом и весьма трудоемкий, и затратный по времени метод. Во-первых, необходимо фокусироваться вручную, последовательно меняя плоскость фокусировки и при этом соблюдать определённый шаг. При этом, нужно учитывать, что с удалением объекта съёмки от камеры, увеличивается и ГРИП, так что плоскости фокусировки будут расширяться. Во-вторых, учитывать, что при перефокусировке многие объективы незначительно изменяют фокусное расстояние, так что изображения будут не совсем идентичны. Это может создать дополнительную "возню" при совмещении снимков в графическом редакторе. И в-третьих, все снимки нужно делать так, чтобы при перефокусировке не захватывать "лишнюю" зону резкости, так как это тоже создает определённые дополнительные сложности при совмещении кадров.

После этого, полученные снимки можно объединить в фотографическом редакторе (Photoshop и любом другом на выбор).

Часть трудоёмкого вышеописанного процесса Olympus автоматизировали. Но без нюансов, конечно, не обошлось ). Во-первых, полученные с помощью Focus BKT снимки все равно придётся объединять в графическом редакторе, так как внутрикамерная обработка этого делать не умеет. Во-вторых, с особенностями работы брекетинга придется разбираться эмпирическим путём. В камере есть 2 настройки, отвечающие за его работу: количество снимков (от 1 до 999) и сдвиг фокусировки, измеряемый в неких условных единицах (от 1 до 10). Так вот, эти параметры придётся подбирать, в процессе съёмки, методом проб и ошибок, так как определить сколько нужно снимков для получения резкого изображения камера сама не может, а понять логику сдвига фокусировки сходу не получится, так как это не понятно к чему привязанные величины.

Но, тем не менее, потратив некоторое количество времени на подбор нужных параметров, в дальнейшем можно существенно экономить время съёмки. Тем более, что сам автоматический процесс фотографирования проходит очень быстро.

СЕНСОР Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Во всех трех камерах линейки Olympus используется, скорее всего, один и тот же сенсор на 16 мегапикселей (информацию о происхождении сенсоров и их модификациях производитель старательно прячет "за семью замками"). Во флагманском E-M1 в сенсор дополнительно интегрированы ещё и фазовые датчики, которые позволяют производить более точную следящую автофокусировку при съёмке движущихся объектов.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

На сегодняшний день 16-мегапиксельный сенсор можно, де-факто, считать стандартом системы Микро 4/3. Пока что, есть только две камеры с сенсором на 20 Мп - это Olympus PEN-F и Panasonic DMC-GX8. Размер сенсора для систем Микро 4/3 составляет 17.3 x 13.0 мм, в то время как размеры полного кадра - 36 x 24 мм. Если посчитать, то получится, что площадь сенсора Micro 4/3 в 3,8 раза меньше площади сенсора полнокадровой камеры. Значит, полный 35-мм сенсор с такой-же, как у E-M10 mark 2 плотностью пикселей, имел бы разрешение в 62 Мп. И ни для кого не секрет, что увеличение числа пикселей (а как следствие - уменьшение их размера и расстояния между ними) ощутимо сказывается на "шумности" получаемого изображения. На сегодняшний день только у Canon есть 35-миллиметровая камера с рекордным 50-мегапиксельным сенсором, в которой было изрядно "подкручено" максимальное значение ISO, чтобы "не пугать" пользователей сильным цифровым шумом. Потому, как мне кажется, даже 16 Мп - это максимальный разумный предел для такого размера матрицы, а 20 Мп - это уже "немного перебор".

У камеры очень неплохой динамический диапазон. Она отлично справляется со сценами, в которых присутствуют сильные перепады яркости. Из сильно недоэкспонированного RAW-файла путем нехитрых манипуляций в графическом редакторе, можно получить вполне приличную картинку. Естественно, проявятся шумы, но лишь в виде "зерна", а не грязных цветных пятен. Ниже пример фото: справа - оригинальный JPEG, слева - изображение из RAW-файла с "вытянутыми" тенями +80 в Adobe Camera RAW.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

Что касается "шумности", инженеры Olympus, кажется выжали из данного сенсора всё, что можно было "выжать". Камера начинает шуметь уже на ISO1600, но позволяет получить вполне приличную картинку вплоть до ISO3200. На ISO6400 уже видна существенная потеря детализации и выше светочувствительность поднимать не стоит ни в коем случае.

Скачать оригиналы снимков, сделанных с использованием разных значений ISO (RAW+JPEG) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке.

АВТОФОКУСИРОВКА Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Традиционно, в камере используется контрастная система автофокусировки. В E-M10 mark II она такая же, как и в E-M5 mark II - 81 датчик фокусировки, практически полностью покрывающие кадр. Одиночная фокусировка очень быстрая и цепкая. Её точность практически всегда превышает точность фазовой автофокусировки зеркальных камер, так как фокусировка осуществляется датчиками, расположенными на матрице, а не отдельными датчикам, расположенными на зеркале, которые требуют очень точной юстировки.

В сравнении с E-M5 mark II я разницы не ощутил, автофокусировка очень быстрая. Но вот, если сравнивать с Panasonic GM5, то разница в работе автофокуса ощущается очень сильно. При единичной фокусировке (особенно в условиях низкой освещённости) Panasonic фокусируется быстрее и точнее. И это при том, что формально автофокусировочная система GM5 значительно проще - 23 датчика против 81. Но при использовании следящей автофокусировки, E-M10 mark II все же ведет себя корректнее, реже сбивается и теряет объект съёмки. И тем не менее, с полноценной съёмкой быстро движущихся объектов современные беззеркальные камеры с контрастным автофокусом пока не справляются. Здесь однозначное преимущество у камер с фазовой (или гибридной) автофокусировкой.

СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Камере досталась новая 5-осевая матричная система стабилизации изображения, но более упрощённая, относительно E-M5 mark II, модификация. К сожалению, и скорее всего, по этой причине в E-M10 mark II нет High Res Mode, который был у E-M5 mark II. Согласно спецификациям, стабилизатор может компенсировать до 4 EV  (в E-M5 mark II - до 5 EV). На практике, мне удалось получать более-менее приемлемые снимки даже на выдержке 1/2 секунды. И это очень хороший результат.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

А вот, что касается видео - тут уже стабилизатор старшей камеры справляется с колебаниями значительно аккуратнее. Так что, если планируете съёмку видео с рук -  E-M5 mark II вне конкуренции.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Скачать оригиналы снимков (RAW+JPEG) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке.

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com
Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com
Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com
Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com  Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com  Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com
 Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com  Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com  Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II - PhotoDzen.com

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • эффективный  5-осевой стабилизатор изображения;
  • отличное качество изображения (RAW и JPEG), широкий динамический диапазон;
  • быстрый и точный автофокус (для одиночной съёмки);
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный контрастный OLED-видоискатель;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как AF Targeting Pad и Focus BKT, которых (пока) нет даже в более дорогих камерах;
  • очень гибкая настройка "под себя" механических элементов управления камерой;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой;
  • предусмотрен опциональный батарейный блок;
  • цена.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • нет внутрикамерной склейки панорам;
  • отсутствие выхода на наушники и микрофонного входа;
  • нет съемки 4К video;
  • низкая автономность;

ВЫВОДЫ:

В процессе подготовки выводов о Olympus  E-M10 mark II не покидало ощущение Дежа-Вю, настолько перекликались выводы с обзором Fujifilm X-T10. Даже фраза "фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру, у которой по таким-то пунктам урезан функционал" более чем применима и к этому обзору, но с одним существенным "НО". Есть момент, который должен изрядно озадачить с выбором потенциальных покупателей.

Ключевое отличие между E-M10 mark II и E-M5 mark II (я сознательно не упоминаю E-M1, так как она технологически уже едва-ли может называться флагманом, думаю в самое ближайшее время производитель обновит её до E-M1 mark II) - это наличие более эффективного стабилизатора изображения у последнего. Этот фактор "тянет" за собой существенные бонусы при съёмке видео с рук и наличие интереснейшего High Res Mode.

Второй ключевой момент - не защищенный от воздействия влаги корпус.

Все остальные различия - программные (вернее сказать - маркетинговые), которые могут быть устранены с выходом очередной прошивки.

E-M10 mark II - это прекрасная высокотехнологичная камера в стильном, красивом, качественном, эргономичном (тут ещё можно добавить эпитеты) корпусе, которая ещё и выдает прекрасную картинку. Камера не боится сцен с большим перепадом яркостей, её RAW-файлы отлично "тянутся".

За эти-же деньги можно присмотреться к всё тому-же Fujifilm X-T10 или Panasonic Lumix G7 или Sony a6000. На стороне Fujifilm и Sony - больший размер сенсора (и как следствие меньшие шумы), но проще функциональное наполнение. На стороне Panasonic - лучше возможности по съёмке видео.

Опубликовано: 29.06.2016 г.

Автор: Кондратенко Андрей

Комментарии

  1. rnd0977246590@yandex.ru posted a comment on

    Нет ощущения объема, глубины, фото плоские. И детализация хреновата, размываются цветы например. До Фуджи ему еще тягаться.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь