ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки и выбор плана

"Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров" – Анри Картье-Брессон.

Правильный выбор точки съемки - одно из важнейших умений фотографа, которое позволяет показать объект с наиболее выигрышной стороны.

Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.

Точка сьемки - это точка расположения фотоаппарата по отношению к объекту съемки. Для изменения композиции иногда достаточно сдвинуть камеру всего на несколько сантиметров - и один и тот же объект будет выглядеть совершенно иначе. Поэтому, если у вас есть такая возможность, не спешите нажимать на спуск, пройдитесь вокруг и выберите наилучшее место для расположения фотоаппарата.

Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:

  • расстояние до фотографируемого объекта;
  • направление - перемещение фотоаппарата по горизонтали;
  • высоту съемки - перемещение фотоаппарата по вертикали.

РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ

Казалось бы, подход к снимаемому объекту или удаление от него - самое простое действие фотографа. Но при этом решаются важнейшие смысловые и изобразительные задачи. Менять дистанцию можно также используя зум в варио-объективе или меняя объективы с различным фокусным расстоянием, или просто сделав «зум ногами» - подойдя ближе или отойдя дальше от объекта съемки.

Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.

Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: "При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности."

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.

ОБЩИЙ ПЛАН

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений, площадей, цехов предприятий. Это могут быть снимки событий, занимающих большие пространства - митингов, фестивалей, парадов, ярмарок и т.п.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Стив Маккарри (Steve McCurry)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

СРЕДНИЙ ПЛАН

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко» - Роберт Капа.

Средний план показывает объект с более близкого расстояния - в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия. На снимке хорошо рисуется не только лицо человека, но и его фигура, улавливаются поза, жест. Человек может быть показан в действии, в движении, в общении с другими людьми, в связи с окружением, со средой.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Джо Макнелли (Joe McNally)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Стив Маккарри (Steve McCurry)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Роберт Капа (Robert Capa) 

Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурами одного человека или нескольких людей. Но в то же время, дает достаточно пространства для того, чтобы можно было ввести в композицию элементы фона, предметы обстановки, в которой фотографируется человек. Средний план часто используется для репортажных фотографий, в которых огромное значение имеет и точка съемки и ракурс. Фотограф должен находиться в самой гуще событий - только так он сможет словить и запечатлеть "тот самый" момент .

КРУПНЫЙ ПЛАН

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

 Фото - Стив Маккарри (Steve McCurry)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Вольф Хоффманн (Wolf Hoffmann)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, и если "переборщить", то начинает складываться рисунок, резко меняющий представление о том, что мы в действительности видим.  Реальные предметы на снимке могут стать неузнаваемыми, трансформируясь настолько, что непонятно - что вообще изображено на фотографии. Порой, такой прием можно использовать в творческих целях, но лишь - творческих)

Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Общий и средний планы в серии работ "Workers" Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Чарльз Эббетс (Charles Clyde Ebbets)

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана) - PhotoDzen.com

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.

Выбор плана - один из моментов общего композиционного построения снимка и значение этого момента в реализации изобразительного замысла, как видим, чрезвычайно велико.

Пробуйте, экспериментируйте, больше фотографируйте  - удачи Вам!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие

Комментарии

Комментариев нет

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь